Словарь
Предлагаем Вашему вниманию Словарь,в котором содержатся сведения о речи и особенностях её развития.
А
АртикуляцияРабота органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь. (articulare-чётко произносить; лат.) Атака звукаНачало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным. АграфияРасстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма. (a-grapho-не пишу; лат.) АлалияОтсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях. (a-lalia-нет речи; лат.) Алексия(a-lego-не читаю; лат.) Неспособность овладеть процессом чтения. Амнезия(a-mneme-нет памяти; лат.) Нарушение памяти. Афазия(a-phasis-нет речи; лат.) Утрата речи - полная или частичная, обусловленная поражением головного мозга. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи. Афония(a-phone-нет голоса; греч.) Отсутствие звучного голоса. Г[widget kit id=57]ЗЗадержка речевого развитияНарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи. Задержка психического развитияНарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. ЗаиканиеЛогоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками.
Защитные механизмы -- совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм. И[widgetkit id=60]ЛЛамбдацизмНеправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи. ЛексиконСловарный запас. Логическая паузаПауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса. Логическое ударениеВыделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение. Логичность речиКоммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания. Логопедия(logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) Отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи. Логофобия(logos-учение,phobos-страх; греч.) Боязнь произнесения слов, речи. ННавыкАвтоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. Невербальные средства общенияЖесты, мимика, пантомимика, выразительные движения. П[widgetkit id=66]ССаморегуляцияПроцесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками. Сила голосаЗависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования. Синтагматическое ударениеОсновное слово речевого такта. СигматизмНедостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ] Т[widget kit id=69]ХХиттизмНедостаток произношения звука [ Х ]. ЧЧистота речиЧистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов. ЯЯзыкВажнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга. |
ББарьеры общенияПсихологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию. БаттаризмНарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются. ВВысказываниеЕдиница сообщения, обладающая смысловой целостностью. ВербальныйСловесный. Визуальное общениеЗрительный контакт. ДДикция(dictio-произнесение; латин.) Отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи. Дискуссия(discussio-рассмотрение; латин.) Корректное обсуждение спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чётко сформулированная тема, стремление придти к единому мнению. Диспут(disputare-рассуждать; латин.) Публичная речь под руководством ведущего для установления истины - на научную или общественно важную тему. Дисграфия(dis-grapho-плохо пишу; латин.) Нарушение письма; так называемое, косноязычие в письме. Дислексия (dis-lego-плохо читаю; латин.) Нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного. Дислалия(dis-lalia-плохо говорю; латин.) Расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи. Дизартрия(dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) Нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом. Дисфония(dis-phone-расстройство голоса; греч.) Расстройство голоса. ДыханиеУсловно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.
ККоммуникация(communico-общаюсь; латин.) Контакты, общение, обмен информацией между людьми. Коррекция произношенияИсправление недостатков произношения. КаппацизмНедостаток произношения звука [ К ]. Культура речимногозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека. ММелодика речиПовышение и понижение тона голоса. МимикаСовокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то. Модуляция голосаИзменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности. МоторикаСовокупность двигательных реакций. МнемоникаПриёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций. ООбратная связьПроцесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата. Общее недоразвитие речиОтставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр. ОбщениеСложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Органы артикуляцииГубы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь. РРечевой слухСпособность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:
Речевой такт(синтагма) Слово или группа слов внутри предложения, которые объединены смыслом. РечьСистема используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.
Ритм речиПоследовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени. РиторикаТеория и мастерство гармоничной речи. Ринолалия(rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) Патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи. РинофонияИзменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении. РотацизмЧасто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ]. УУдарениеРазличают:
УздечкаПодьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки. ФФонемаЗвук речи. В русском языке - 42 фонемы. Фонематический слухСпособность к слуховому восприятию звуков речи - фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью. ФонацияГолосообразование. ЭЭтиология(aitia-logos-учение о причинах; греч.) Учение о причинах возникновения болезней. Экспрессия(expressio-выразительность; латин.) Сила проявления чувств, переживаний. ЭмпатияСочувствие человеку. |